Главная » Статьи » Мои статьи

О некоторых аспектах противодействия обороту "Легальных наркотиков"
   В настоящее время в Республике Карелия (РК) продолжается изменение структуры наркорынка (впервые было зафиксировано в 2007 году), связанное с существенным расширением распространения новых психоактивных веществ, не подпадающих под действующие в Российской Федерации правовые ограничения, однако обладающих сильным воздействием на психику человека. На фоне долговременного отсутствия нормативных основ для адекватной реакции (в первую очередь – в уголовном плане) на данное изменение и практики действенного реагирования со стороны правоохранительных органов это способствовало осложнению наркоситуации как в Карелии, так и в целом в России. Это, в свою очередь, привело к формированию предпосылок дальнейшего осложнения ситуации в социально-демографической сфере РФ. 
   Традиционно в структуре потребления наркотических средств в Карелии преобладали наркотики опийной и каннабисной групп. Меньшую долю по сравнению с ними составляли синтетические наркотики. Вместе с тем поступающие в последние годы данные (как официальные, так и по результатам экспертных опросов сотрудников правоохранительных органов) свидетельствуют о значительном росте интереса потребителей (как правило, молодежи) к новым «легальным наркотическим средствам». По оценке экспертов, по интенсивности влияния на рецепторы головного мозга они, зачастую, превосходят многие запрещенные в России наркотики. В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» компоненты ряда вышеуказанных средств (например: синтетический каннабиоид JWH-018 и др.) были отнесены к числу запрещенных. За причастность к их обороту установлена уголовная ответственность. Так, в марте 2011 года Костомукшский городской суд признал гражданина «Н» виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 («незаконное хранение наркотических средств в особо крупном размере»), ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ («покушение на незаконный сбыт наркотических средств») и приговорил его к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Как было установлено в ходе расследования этого дела, указанный выше житель г. Костомукши приобрел в г. Петрозаводске курительную смесь JWH-018 массой 0,156 грамма. После возвращения в Костомукшу он был задержан сотрудниками наркоконтроля. При личном досмотре у задержанного было изъято не только наркотическое средство, но и специальная трубка для его курения. Несмотря на малую массу, обнаруженное количество «травки» было отнесено к особо крупному размеру наркотических средств. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2010 года № 578 перечень наркотических средств, запрещенных к обороту на территории России расширен (в частности, в него включены психоактивные вещества мефедрон и метилон). Это обусловило то, что в обороте данные препараты (реализуемые под видом ароматизированных курительных смесей, благовоний, удобрений для растений, зубных порошков, солей для ванн и т.д.) стали замещаться новыми подобными обладающими «наркотическими» свойствами веществами, не относящимися к числу запрещенных (административная или уголовная ответственность за их приобретение, хранение, перевозку, пересылку, переработку, изготовление и сбыт не предусмотрена).
   Одновременно с этим расширялся и круг потребителей «легальных наркотических средств». Лица, ранее употреблявшие «традиционные» наркотики (героин, марихуану, гашиш, амфетамины и т.д.), стали активно переориентироваться на новые «легальные наркотики», а отдельные виды «традиционных» наркотиков стали постепенно уходить из оборота на территории Карелии (по некоторым оценкам, в начале 2011 года в незаконном обороте в г. Петрозаводске практически отсутствовал героин). При этом потребителями, а также распространителями подобных препаратов (наличие спроса на подобные вещества обусловило создание в республике системы их поставки и реализации) было сформировано общественное мнение о якобы безопасности потребления рассматриваемых легальных психоактивных веществ и что они не вызывают зависимости и, как следствие, в последствии не требуют медицинского вмешательства. Однако специалисты отделения неотложной наркологии МУЗ «Больница скорой медицинской помощи г. Петрозаводска» констатируют, что примерно с лета 2010 года в это лечебное учреждение стали поступать жители г. Петрозаводска – потребители легальных психоактивных веществ с признаками наркотической зависимости, требующей принятия соответствующих экстренных медицинских мер (некоторые становились пациентами отделения неоднократно). Часть из них обратилась за помощью самостоятельно, а часть - доставлена специализированными бригадами скорой психиатрической помощи. При этом специалисты отмечают, что кроме непосредственно физических и психических страданий самого потребителя, он может представлять угрозу окружающим, т.к. зачастую последствием потребления «легальных наркотиков» являются психозы и другие общественно опасные состояния (дезориентация в пространстве, галлюцинации, потеря памяти, неоправданная ревность и т.д.). Одновременно с этим у них усиливается желание повторного принятия вещества и увеличения дозы. Критичным в этой ситуации является то, что рассматриваемые вещества еще плохо изучены и их влияние на психику человека часто непредсказуемо. На этом фоне в Карелии врачами психиатрами-наркологами отмечаются неединичные случаи переориентации лиц, впервые начавших употреблять именно легальные психоактивные вещества, на «традиционные» наркотики (как правило, т.н. «тяжелые»).
   Следует признать, что, несмотря на пагубность «легальных наркотических средств», до последнего времени у правоохранительных органов отсутствовали правовые основы (в первую очередь – в уголовном плане) для действенного противодействия их обороту. Вследствие того, что они не относятся к числу запрещенных, со стороны правоохранительных органов формально не могли приниматься соответствующие меры правоохранительного (уголовного, административного) характера по противодействию их распространению, что фактически давало возможность причастным к их обороту лицам вновь избегать уголовной или административной ответственности. По оценкам экспертов, срок подобной деятельности, не выходящей за рамки правового поля (от начала активного оборота «легальных наркотических средств» до момента включения их в число запрещенных) составляет от 6 месяцев до 3 лет. Попытки же привлекать в этот период распространителей новых не запрещенных психоактивных веществ к ответственности, предусмотренной ст. 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») УК РФ, в Карелии до настоящего времени не принесли никаких результатов (в 2010 году подобная практика в республике отсутствовала). По информации специалистов УФСКН России по РК, основной причиной этого является отсутствие на региональном уровне возможности проведения исследований, которые дадут однозначный ответ о составе того или иного «легального наркотика» и наличии в нем опасных для здоровья человека компонентов. Иными словами отсутствовали правовые основания для возбуждения уголовного дела по фактам оборота рассматриваемых веществ.
   По оценкам экспертов, в случае несвоевременного принятия адекватных мер, направленных на противодействие распространению в России рассматриваемых психоактивных веществ, высока вероятность значительного роста количества употребляющих их лиц, и, как следствие, ухудшения состояния здоровья части населения, преимущественно молодежи. В результате усиливается угроза безопасности государства в социально-демографической сфере. В сложившихся условиях эффективным средством предупреждения и в дальнейшем – пресечения описанных негативных процессов может являться скорейшее создание системы контроля за появлением новых «легальных наркотиков», а также разработка и законодательное закрепление механизма оперативного включения выявляемых новых психоактивных веществ в перечень наркотических и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен или ограничен. Еще одним направлением работы на рассматриваемом направлении может являться формирование и распространение практики применения Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 года № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», которым отдельные позиции перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 года № 681) дополнены их производными. Например, к числу запрещенных в России отнесены производные указанного выше синтетического каннабиоида JWH‑018. Первый пример применения в уголовно-правовом плане данного нормативного правового акта уже имеется в Карелии. Так, в январе 2011 года сотрудниками УФСКН России по РК был задержан гражданин «П», незаконно хранивший и перевозивший без цели сбыта наркотическое средство 1‑(3, 4‑метилендиоксифенил)-2-пирролидин-1-илпентан-1-он – производное N‑метилэфедрона массой 198,81 грамма, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 11.02.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 30 октября 2010 г. № 882), является особо крупным размером для данного наркотического средства. В отношении гражданина «П» было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.228 («незаконные хранение, перевозка без цели сбыта наркотических средств, совершенные в особо крупном размере») УК РФ. Прионежским районным судом гражданин «П» признан виновным в совершении указанного преступления и приговорил его к 5 годам лишения свободы условно.
Категория: Мои статьи | Добавил: werret (21.01.2015)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0